Из бесед на берегу моря. Часть 4

О мистике

Данные размышления являются результатом изучения доступной информации по Айкидо. Всё то непродолжительное время, которое я занимаюсь Айкидо, меня смущала одна вещь. Эта вещь — обилие мистики вокруг данного вопроса. Видимо, влияет врождённый скептицизм. Я, наверное, не первый, кто скажет, что вера (религия) и церковь имеют между собой мало общего. Точно так же вера и мистицизм в боевых искусствах имеют только общую основу. Вера превращается в мистику в момент, когда её пытается подчинить себе безграмотность.

В своё время, мой Сенсэй сказал мне: «Алексей у тебя не получается техника потому что ты в ней сомневаешься. Просто поверь в неё». Сказано это было 7 лет назад, и для меня это стало отправной точкой в моём пути.

Вера должна основываться на реальных фактах. Не помню, кто именно это сказал, и не ручаюсь за точность цитаты, но общий смысл высказывания следующий: «Чем больше я изучаю физику, тем больше я верю в бога». Вера в боевых искусствах, да и вообще во всём, подразумевает тяжёлый труд как физический, так и умственный.

Мистика подменяет знания вымыслом и фантазиями, а весь «труд» в таком случае заключается в умении красиво произносить фразы, услышанные или прочитанные где-то. Что мы собственно и наблюдаем повсеместно. Люди, ведущие себя подобным образом, часто напоминают ребёнка, играющего в «рассуждалки».

К чему я всё это веду? Я хочу предложить несколько иной взгляд на данную проблему. При всём возможном взрыве возмущения, я осмелюсь утверждать: проблема есть, и еще какая! Эта проблема — профанация Айкидо как Системы и Боевого Искусства. Я не собираюсь писать о том, «кто виноват»? Достаточно посмотреть в зеркало, и Вы увидите одного из них.
Ну, начнём! Всё начинается со страшного слова «Ки», да собственно в него потом и упирается. Я сейчас не будут называть все определения, которые дают этому слову. Я хочу, чтобы вы подумали о том, что это понятие могло бы являться удовлетворительным объяснением лет сто назад (на территории таких стран, как Япония или Китай, с их особенностями менталитета и вероисповедания), однако не может удовлетворять современным требованиям.

Я очень хорошо могу представить себе буддистского священника, объясняющего крестьянину (который не умеет ни читать, ни писать) о том, что управляет миром, но не могу представить на месте крестьянина студента, оканчивающего факультет атомной физики.

Вспомним, О-Сенсэй Морихей Уэсиба говорил, что он — единое целое со Вселенной, и когда враг его атакует, он сражается со Вселенной. Давайте подумаем об этих словах, и не будем искать в них скрытый смысл. Скажите себе: «Я — часть Вселенной». То есть, если вы являетесь её частью, значит, вы подчиняетесь законам это Вселенной, а законов мироздания пока (к сожалению или к радости), никто не отменял. А раз так, значит и природу Ки можно объяснить и обосновать с помощью физики. Конечно, если сюда добавить знания из биологии, биохимии и других наук, то можно расширить объяснение, но это не научная статья, а лишь повод для размышления.

Понятие «Ки» в боевых искусствах очень хорошо использовать как обобщающее, которое может основываться на таких постулатах, как энергия (потенциальная и кинетическая), закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, центробежная сила, реакция опоры, векторы силы и движения, суммарный вектор (и прочие понятия механики и кинематики). Но не забывайте, что есть ещё множество других наук и их разделов, и все они могут дополнить общую картину.

Вот что об этом пишет Кантё Сенсэй Годзо Сиода:

«В Айкидо мы часто используем слово «Ки» (энергия), но это слово имеет множество значений. «Ки» в том виде, в котором оно предстает во время исполнения техник, — это то, что мы получаем, когда такие компоненты, как правильная стойка, центральная линия, дыхание, взрывная сила сфокусированной энергии, тайминг и так далее, складываются вместе, и мы достигаем высшего состояния совершенного равновесия. Можно сказать, что «Ки» — это «владение равновесием».

Значение слова «Ки» во фразе «гармонизировать своё «Ки» относится к восприимчивости по отношению к вашему партнеру и охватывает все элементы, которые вытекают из его состояния, так что, в данном случае, сила, скорость, координация и ритм — все это части понятия Ки. Продолжая тренироваться, Вы станете более восприимчивыми к тому, как оппонент собирается атаковать, в каком направлении он собирается двигаться, где сфокусирует свою силу и куда помещает центр тяжести. Можно сказать, что эта способность «видеть и чувствовать энергию» — это одна из главных целей тренировки.

Углубляясь дальше, мы видим, что «Ки» — это одновременно и сущность Вселенной, и то, что ей управляет. Достичь гармонии со Вселенной — означает быть в равновесии. «Айки», то есть «гармонизация энергии», означает потерю своего собственного эго. Это способ подчинения себя естественному порядку вещей (потоку Вселенной). Если Вы это сделаете, то сможете без труда осознать свою собственную естественную личность в зависимости от ситуации, которая перед Вами возникает, и именно развивая эту гармонию, мы находим понимание Айкидо.

Как видно, Кантё Сенсэй Годзо Сиода был очень практичным человеком, которого мало интересовала мистика, и всё, что с ней было связано. В его определении «Ки» также является обобщающим словом для сразу нескольких понятий. Но чтобы совсем поставить всё на свои места, приведём расшифровку некоторых терминов.

• Правильная стойка — это епархия теоретической механики и сопротивления материалов: балки, шарниры, расчёты жёстких конструкций. Применительно к человеку этим занимается биомеханика.
• Центральная линия — линия, по которой система может развить максимальное усилие или силу.
• Дыхание — здесь все понятно.
• Взрывная сила — максимальное усилие, созданное за короткий промежуток времени.
• Сфокусированная энергия — её можно назвать результирующей всех сил системы.
• Тайминг — правильный выбор момента времени для действия.Как видите, здесь нет места для мистики, всё чётко и конкретно. Сами принципы дают нам ответы на то, как их реализовать.

Маленькие примеры, как можно объяснить «чудеса» нормальным человеческим языком. Возьмём такое утверждение «Ваше Ки должно слиться с Ки противника». Отбросим в данном случае всю мистику и опустимся на грешную Землю. Противник атакует вас с какой-то силой, имеющей свой вектор. Каким образом мы можем «слиться с Ки» противника? Нужно сделать так, чтобы вектор вашей силы полностью совпал с вектором силы противника. Совпал не только по направлению, но и по модулю силы. Дальше я не буду вдаваться в подробности, кто захочет или заинтересуется, тот сам ответит на возникшие вопросы.

Также хочу обратить внимание на любимый фокус айкидок — «несгибаемая рука». Хочу задать вопрос: причём здесь Ки? Ведь всё можно объяснить и без потустороннего. Хочу сказать — вас жестоко обманывают. Здесь нет полного расслабления, и не может быть в принципе! Полное расслабление наступает только в одном случае, когда человек умирает и то это длится недолго (такова суровая правда жизни).

Надеюсь, для вас не станет открытием, что рука сгибается и разгибается в локтевом суставе за счёт двух мышц: бицепса и трицепса. Бицепс — это мышца сгибатель, трицепс — мышца разгибатель. Обе они естественно могут производить определённое усилие, равное по модулю и противоположные по значению. То есть, если вы одновременно их напряжёте, то суммарное усилие будет равно нулю. И, как следствие, человек, которые вам её сгибает, согнёт ее без усилий (почти). Но если вы в этот момент расслабите бицепс, то трицепс будет работать с полным усилием. Вот тут наступает ещё один хитрый момент, о котором никто не задумывается. Человек, который пытается согнуть руку, очень часто в момент этого действия также напрягает обе мышцы своих рук, делая собственные усилия малоэффективными. Дальше думайте сами.

Г.Л. Олди в романе «Маг в законе» высказывает такую мысль — искусство должно развиваться. Если ученик не стремится быть лучше учителя, грош цена такому ученику. Это как эволюция — каждое последующее поколение учеников должно быть лучше предыдущего. Если мы не будем развивать полученные знания, если будем объяснять предмет с точки зрения убеждений 12 века, то мы и возвращаемся на уровень этого века. Неужели все старания предыдущих поколений были направлены на то, чтобы мы остановились в своём развитии и даже вернулись назад? Это же смешно, не так ли? Слепая вера в прошлое отбрасывает назад и мешает двигаться вперёд. Она есть — тот самый мистицизм, против которого я выступаю.

Попробуйте пропускать полученные знания через «призму ума». Задавайте себе вопрос: А почему именно так и никак иначе? Ключевой вопрос именно «Почему», а не «А что если…» Сравнивайте техники других школ с вашей, не бойтесь проверить её в работе с представителем другой школы. Если что-то не получилось, виновата не школа и её техника, а Вы. Значит, чего-то еще не поняли, либо уже где-то что-то упустили. В конце концов, у оппонента может оказаться просто больше опыта, либо силы духа. Ищите причины в комплексе. Стимул развития — это постоянное неудовлетворение собой и стремление к совершенству. Только не следует путать критический взгляд с самобичеванием. Вот это и есть научный подход.

Хочу повторить слова сенсея Тсутому Чиды, сказанные на семинаре в 2004 году в Москве:

Не старайтесь запомнить мои объяснения. Запомните технику и ощущения и постарайтесь объяснить это сами. Тогда у вас появится прогресс. Это будет ваше Айкидо, а моё Айкидо вам не поможет.

0
0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *