Из бесед на берегу моря. Часть 2

О ритуале
Теперь хотелось бы слегка коснуться ритуала. Основная цель ритуала — изменить или воспитать личность через свод неких правил. Но часто мы видим чрезмерно преувеличенную роль ритуала. Из-за чего он становится только внешним и проявляется в неукоснительном выполнении пунктов правил, без должного их понимания. Годзо Сиода говорил, что «В Ёсинкане не висят правила поведения в додзё, мы ставим людей в такую ситуацию, в которой он понимает саму суть обучения». Ритуал без соответствующей тренировки бесполезен, он пуст. Это церковь без веры, а если есть вера, церковь не нужна.
Об общем к частному
О комплексах (боишься — не боишься и т.д.) Тренировка в Айкидо похожа на строительство дома. Что бы построить добротный дом, нужен хороший и прочный фундамент, на котором будут стоять надежные стены и крыша. Сколько раз, общаясь с человеком, вы обращали внимание на какую-то раздражающую мелочь и, в течение разговора, это раздражение распространялось на человека целиком? Это пример того, как концентрация на мелочи приводит к потере общей картины. Тем не менее, это не говорит о том, что мелочи не важны в комплексе. Просто они бесполезны по отдельности. Представьте себе, что вы читаете книгу. Сколько от общего смысла книги останется, если вы прочитаете только одну главу из нее где-нибудь в середине? А один абзац? А потом вы хватаете другую книгу и там выхватываете абзац и т.д. Представляете, какая возникнет каша в голове? И это правдиво для любой ситуации, будь то чтение книги, общение с человеком, изучение техники и т.д.
Обычно я сравниваю поединок или изучение техники с общением. Концентрация на конкретном ударе или слове приводит к потере контроля за ситуацией, т.е. вы перестаете видеть или слышать что-либо еще.
Противоположная ситуация как раз и дает ощущение гармонии и понимания собеседника (противника), т.е. ситуация, когда в действительности пытаетесь найти «общий язык» с ним. Это сложно, потому что чаще амбициозное «Я», усиленное различными страхами и комплексами не позволяет это сделать. Собственно, Ваше понимание Айкидо напрямую зависит от того, на сколько хорошо Вы боретесь сами с собой и насколько сильно важно ваше желание стать Человеком с большой буквы.
Сев писать эту книгу, я долго думал, с чего начать. Дело в том, что крайне сложно написать что-то новое после таких мастеров, как Г. Сиода и К. Иноуэ, тем более, не обладая таким уровнем мастерства, как они. Но опыт подсказывает, чем ближе уровень инструктора к слушателю, тем легче воспринимается информация и потому я, в конце концов, решился. Но начну я не с техники. Научиться выполнять технику не так сложно, правда здесь есть одно «но». Для этого необходимо наличия определенного ума и отношения ученика. Собственно с этого и начнём.
Для того, что бы что-то получить (знания, опыт), нужно что-то отдать — это своеобразный закон отношений ученик — Учитель. Причем обмен должен быть искренним. К сожалению, в реальности все происходит наоборот. Например, очень часто можно слышать мысль, что Учитель должен или обязан чему-либо учить, основываясь только на том, что «я, такой классный парень, хожу сюда и плачу ему деньги». Это, к сожалению, часто типично для современных товарно-денежных отношений. Хочу разочаровать — учение к бизнесу, отношения не имеет. Опыт и знания не выразить денежным эквивалентом. Вы платите за право находиться в зале (додзё), а право учиться, надо заработать тяжелым трудом и соответствующим отношением. Учитель никому ничего не должен и не обязан, он и так все отдает, причем, не прося ничего взамен, кроме обычного уважения. Именно ваше отношение и какие-то, ничем не обоснованные требования не позволяют порой полностью принять то, что Вам дают.
Есть другой вид «учеников». Их Вы можете очень часто увидеть на семинарах, они вообще очень любят посещать всяческие мероприятия. Если вы спросите Ситэ, кто их Учитель, то в ответ услышите что-то невнятное, либо очень длинный список из именитых фамилий, так как «учиться надо у всех». Учиться — да, но Учитель то — он один, иначе «у семи нянек, дитя без глаза останется». Несмотря на то, что такие люди стараются попасть на семинар к любому именитому Сенсэю, или при посещении Японии посетить додзе как можно большего количества тех же Сенсэев, уровень самих этих людей не очень высок. Нет, конечно, сами они считают себя мастерами очень высоко уровня, а их техника не похожа на то, что показывают учителя, потому что они взяли самое лучшее у разных мастеров и сформировали свою технику. Это большое заблуждение! Своя техника формируется постепенно, при наличии четко определенного стержня — основы, которая познается при помощи Учителя. Нет стержня – и Ваша техника становится набором абсолютно не связанных между собой элементов.
Цементирующим средством для формирования этого стержня, является отношение ученика к Учителю.
В случае, который я пытаюсь описать, «мастер» находится в очень удобной для себя позиции: он берет все, что может взять (как он думает) и не даёт ничего взамен. Ни чувства благодарности, ни ответственности, ни долга и т.д. перед человеком, который искренне пытался до него что-то донести, т.е. попросту ворует. Но, «нельзя украсть то, что тебе отдают и так» (Г.Л. Олди). Вот и получается, что, украв что-то, они не могут использовать то, что украли — это не их техника, она не заработана. И здесь на первый план выходят фантазии. Фантазии о тои, как техника или Айкидо вообще должно выглядеть.
Вообще, такие люди мне напоминают коллекционеров-любителей, которые тащат в дом все подряд и отовсюду. Зайдя к ним в квартиру, Вы увидите бессистемный набор раритетов, сваленных в кучу, пыль и паутину. И посреди этого «богатства» наш герой -довольный и улыбающийся, и не важно, что он не знает откуда это все, какая история у каждого предмета и для чего они. Важно показать, что это все его, а остальное — мелочи. Вот это и есть «своя техника», собранная на основе «краденых фишек» и «прикольных техник». По сути, это персональные элементы мастеров, которые являются органической частью их самих. В технике другого человека они становятся чужеродным элементом.
«Ученик никогда не сможет превзойти своего учителя» — я очень часто слышу эту фразу и она не вызывает у меня ничего, кроме недоумения — «Почему?» Никто толком на этот вопрос ответить не может. Единственное, чем мотивируется это утверждение, что якобы не один ученик не достиг уровня М. Уэсибы и каждое последующее поколение учеников имеет уровень еще ниже, а значит и нам туда дорога заказана.
По моему личному мнению, это утверждение не имеет под собой никаких оснований. Утверждение, что никто не смог превзойти М. Уэсибу объясняют тем, что якобы никто не смог повторить то, что он сделал. А зачем? Смысл повторять то, что кто-то уже сделал? Например Годзо Сиода — это не М. Уэсиба. Он показывал своё Айкидо. Я глубоко сомневаюсь, что М. Уэсиба смог бы повторить то, что сделал Г. Сиода. Если ученик не стремится превзойти своего учителя — грош цена такому ученику. В этой ситуации искусство умирает. Столько сил, времени, нервов, и все только для того, что бы мастер воспитал жалкое подобие себя? Вы представляете, куда бы мы пришли, если рассмотреть такую же ситуацию применительно к науке? Очень странный прогресс, не так ли? Что самое интересное, положение, когда ученик является всего лишь тенью своего учителя, называют уважением! Это, скорее всего, подобострастие. Стремление вперед, желание развить то, что в Вас вложили — вот проявление уважения к тому, кто вас учит. Учеба мне напоминает двухступенчатую ракету, где первая ступень — это ваш Учитель.
Перечитывая мемуары мастеров, хочется обратить внимание на то, что практически из всех учеников М. Уэсибы, только Г. Сиода ставил себе целью превзойти своего учителя, и, основав собственную школу, требовал того же от своих учеников. Разве это не пример для подражания? При всем при этом, очень важно сохранить уважение и чувство долга, иначе вы потеряете то, чего достигнете.
Благодаря тому, что Айкидо — очень сбалансированная система она успешно распространяется по миру. Не удивлюсь, если через некоторое время оно станет самым массовым БИ в мире. Но нужно признать тот факт, что Айкидо находится если не в упадке, то в застое уж точно. Одну из причин мы уже рассматривали, это «ученик никогда не может превзойти учителя». Сейчас поговорим еще об одной не менее важной проблеме — самодостаточности и, как следствие, закрытости.
Именно по этой причине, Айкидо осталось на уровне развития того времени, когда было создано. Собственно, только два человека решили шагнуть вперед и дали возможность дальнейшему развитию. Но усилия Г.Сиоды и К. Тохэя вряд ли способны побороть на данный момент инертность огромной массы людей, занимающихся Айкидо. В итоге, пока все остальные БИ двигаются вперед, развиваются, шагая в ногу со временем — Айкидо почивает на лаврах прошлого, используя знания и методы почти 70-летней давности. Это та причина, по которой я соглашусь с критиками Айкидо. Айкидо не работает ни как БИ, ни как философия, вообще никак. И все из нежелания принять в себя достижения современной цивилизации только потому, что якобы лучше М. Уэсибы никого нет, поэтому лучше тренироваться только как он, что бы достичь «его уровня». В то же время, другие «открытые» БИ развиваются, используя все возможности, предоставленные современной наукой. При всех возможностях Айкидо получается, что представитель БИ Айкидо имея тот же ранг, что и представитель спортивного единоборства не имеет против спортсмена никаких шансов. Не только как боец, но и в «гармонии», точнее в ее составляющих, таких как чувство партнера, тайминг, ритм и т.д. А набор скоростных и силовых качеств? Про это лучше вообще промолчать. Конечно, можно сказать, что все это не имеет значения, и Вы будете правы. С одним «но». Если вы эти качества уже натренировали. Вот и получается, что в Айкидо вершин достигают те, кто прошел через дзюдо, каратэ и пр. БИ и спортивные единоборства. А что делать тем, кто ничем до Айкидо не занимался? Кто мешает в Айкидо использовать достижения современного мира? Опустим пока философию. Философия БИ не имеющая основания, превращается в демагогию, а школы без реальной практики, превращаются в клубы по интересам и фитнесс-залы.
0
0

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *